Наставление: отпустите близкого, перестаньте контролировать его
– сохраняя любовь к нему Как же можно оставить наркомана на волю его зависимости? Он же сам с ней не справляется? Он болен: разве можно оставить одного больного человека?! Особенность наркомании заключается в том, что наркомана нельзя уговорить «оставить свои глупости» и начать выздоравливать. Единственный достаточно весомый аргумент для него предъявляет ему сама зависимость: если наркомана не спасать от последствий употребления, он довольно быстро понимает, что надо остановиться. Слишком больно продолжать употребление. «Отпустить» означает предоставить наркомана последствиям его употребления, которые вынудят его выздоравливать. Это вовсе не означает, что семья должна бросить наркомана на произвол судьбы. Мы любим его, и не можем эгоистично заботиться только о себе. Но признаем честно факт: семье не удалось, несмотря ни на какие усилия, вытащить наркомана из употребления, она оказалась бессильна! И даже загладить полностью последствия употребления семья тоже не смогла. Поэтому семья может, наконец, заняться своими делами, воспитывать остальных детей (они тоже в этом нуждаются!), заботиться о супруге, родителях – и никак не поддерживать употребление наркомана. Он не хочет выздоравливать – поэтому остается один на один со своей зависимостью, и скоро это приводит его в кризис. Тогда он обращается к семье с просьбой помочь ему – продолжить употребление! Да, именно так, хотя бы это и было прикрыто приличными фразами: «мне нужны лекарства» (но не реабилитация!), «мне нужно оплатить продукты» (потому что все деньги он потратил на наркотики), «спасайте, меня задержала милиция!» (потому что я употреблял наркотики). Тогда перед наркоманом ставится выбор: либо он начинает действительно выздоравливать, и семья будет ему помогать в том, что в ее силах, постепенно, в соответствии с тем, как наркоман действует в отношении выздоровления; либо он отказывается выздоравливать, и тогда полностью принимает все последствия своего употребления наркотиков в одиночку. Семья же ждет его выздоровления, и включается в помощь ему, как только он передумает. Это не является шантажом, манипуляцией, потому что семья действует максимально честно: она не может способствовать продолжению употребления наркотиков, но готова всеми силами помогать выздоравливать. И последовательно проводит это свое решение в жизнь. Это очень трудно. Придется выдержать обвинения в нелюбви, шквал манипуляций наркомана, отвержение им всей ценности семьи. Требуется большая молитвенная работа, умение ждать и доверять Богу в том, что Он помогает на правильных путях. Может ли так быть, что наркоман умрет, не дождавшись помощи от семьи, не захочет выздоравливать? Да, может. Поэтому в тех редких случаях, когда употребление его делает абсолютно безумным и неспособным принимать никакие решения, когда речь идет об актуальном суициде или пассивном суициде, когда наркоман только спит и употребляет для того, чтобы «отключиться» побыстрее, нужно везти его в больницу против его воли. Скорая или психиатрическая скорая помощь поместит его в стационар, таким образом, спасая его жизнь, но вскоре он и его близкие снова встанут перед необходимостью отпустить его на произвол болезни – для того, чтобы он, наконец, начал выздоравливать. Отстранение происходит, конечно, от зависимости, а не от любимого человека. Кроме того, наркомания и созависимость убивают любовь в семье. Как же постараться сохранить ее? Молитва. «Молитва матери со дна морского поднимет» близкие наркомана призваны, несомненно, к молитвенному труду. Только таким образом и удается найти и сохранить подлинную любовь, обращаясь к Тому, Кто Сам есть Любовь. Молитва «своими словами», конечно, очень хороша, она и для невоцерковленного человека открывает смирение и сердечное переживание. Но вместе молиться и легче, и молитва сильнее, «идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их». Церковь окормляет молитвенный подвиг близких болящих, составляя специальные молитвенные последования для таких случаев. Есть совместные чтения канонов о болящем, акафистов Богородице перед ее иконой, в особенности перед образом «Неупиваемая чаша», молитвы и молебны мученикам Вонифатию;, Трифону; Моисею Мурину;, святому, тезоименитому болящему, и другим святым. Благодатную помощь имеют поминовения крещеных наркоманов при чтении Псалтири. Паломничества по святым местам с поминовением там близких тоже приносят большую пользу. Все это большой труд, и в нем есть, конечно, две опасности. По-первых, близкие наркомана, в особенности, невоцерковленные, могут взять на себя непосильный подвиг молитвы, и оставить ее потому вскоре вовсе. Поэтому очень важно, чтобы молитвенным трудом руководил священник, благословляя не только молитвы за близких, но и собственный церковный путь молящегося. Можно начинать с малого, постепенно увеличивая молитвенный труд. Во-вторых, близким нужно понимать, что выздоровление наркомана – это соединение его воли выздоравливать с волей Бога. Благодать, посылаемая Богом, призывает наркомана к Богу и выздоровлению. Бог обычно действует через людей, в первую очередь, через близких наркомана. Но все же насильно заставить выздоравливать наркомана нельзя, и то, что, несмотря на молитвы, процесс не движется, не означает, чтоб Бог не слышит молитвы. Бог долготерпит и надеется на человека, и близким нужно удерживать такую же надежду в себе. На практике же часто можно встретить «магическое» отношение к молитве и церковной жизни: «я буду читать вот эти «сильные» молитвы, и тогда мой сын будет выздоравливать». Это очень вредное убеждение, вполне языческое, чреватое отчаянием и уходом их храма, поэтому нужно помогать близким наркомана не попадать в эти соблазны, тем более, что такие верования, к сожалению, достаточно распространены в околоцерковной среде. Маленькие добрые дела. Наркомана, как и любого другого человека, нельзя баловать, т.е. иногда позволять ему делать то, что вообще-то делать нельзя. Но можно и нужно делать маленькие дела любви: принести ему чашку ароматного чаю, сделать маленький подарок, погладить, приготовить то, что именно он любит… Можно поделиться с ним своей маленькой радостью, поддержать его улыбкой, это уже немало! Дело в том, что часто близкие в погоне за выздоровлением наркомана, упускают из виду его самого, он становится не субъектом, а объектом воздействия. Нам же в первую очередь надо помнить, что он – чадо Божье. Образ Божий в нем, хотя и затмевается болезненностью его наркоманской природы, но существует во всей полноте. Если мы потеряем это из виду, мы потеряем контакт с наркоманом, а вместе с тем и возможность ему помочь.